Взаимодействие Росфинмониторинга с Центральным банком РФ и правоохранительными органами, росфинмониторинг мошенник обналичивание.

Центральный банк Российской Федерации. как и центральные банки других стран, является одним из основных звеньев системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В этой области функции Банка России сводятся к следующему:

1. Контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем – вплоть до отзыва лицензий.

2. Мониторинг общего состояния банковской системы, включая состояние работы по выявлению опасных тенденций – с целью своевременного принятия адекватных мер.

3. Обобщение практики применения банками законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

4. Принятие адекватных нормативных актов, регулирующих деятельность коммерческих банков.

С учетом сказанного выше основными требованиями Центрального банка РФ к организации работы коммерческих банков являются:

— идентификация банками клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей. В этом плане существенное значение имеет принятие федерального закона о кредитных историях;

— выявление в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю;

— проверка информации о клиентах и их операциях – для подтверждения или снятия подозрений о сделках, имеющих отношение к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— документальное фиксирование важной с позиции требований Росфинмониторинга информации;

— хранение соответствующей информации;

— подготовка и обучение сотрудников банка по всему спектру связанных с этим вопросов;

— приостановление операций с денежными средствами и иным имуществом.

Банк России реализует установки ФАТФ относительно контроля за финансовыми операциями в уполномоченных банках публичных лиц на предмет законности их финансовых операций. Высказывается мнение, что эффективно могло бы влиять на результаты деятельности уполномоченных банков направление Росфинмониторингом в адрес таких банков списков (с именами и другими необходимыми для идентификации сведениями) персон, являющихся публичными должностными лицами – как это делается в отношении лиц, связанных с терроризмом. Однако в российском законодательстве нет исчерпывающей трактовки содержания понятия «публичное должностное лицо». В статье Конвенции ООН о борьбе с коррупцией под публичными лицами понимаются любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства.

В начале 2008 года в Узбекистане были приняты меры по «замораживанию» всех банковских счетов граждан, на которые поступают денежные переводы из-за рубежа. Центральным банком Узбекистана было дано распоряжение коммерческим банкам всю поступающую валюту переводить на счета в Центральном банке с последующей тщательной идентификацией клиентов. «Замораживанию» подлежат счета лиц, списки которых были разосланы Центральным банком.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О банкахи банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. 1990 Г. Банк России вправе отзывать лицензии на осуществление банковских операций при нарушении коммерческими банками рекомендаций ФАТФ и требований закона 115-ФЗ, нормативных актов Банка России. В 2007 году им было отозвано 49 лицензий на совершение банковских операций в связи с нарушением «антиотмывочного» законодательства коммерческими банками. Более ста банков были ограничены в проведении операций. Например, была отозвана лицензия у коммерческого Имидж-банка, который в течение одного года неоднократно нарушал требования закона № 155-ФЗ. Формальным поводом для отзыва лицензии было обналичивание 2,5 млрд. руб. двум клиентам под предлогом необходимости закупки ими сельскохозяйственных продуктов. В ноябре 2009 г. была отозвана лицензия. которую имел коммерческий банк «Кубань» — за соучастие в операции. предполагавшей присвоение группой мошенников 1,25 млрд руб. средств Пенсионного фонда РФ.

Соответственно Федеральная служба по финансовым рынкам вправе отзывать и отзывает лицензии у профессиональных участников рынка ценных бумаг за нарушение антиотмывочного законодательства.

В рамках надзорной деятельности Центральный банк Российской Федерации организует работу, в результате которой коммерческие банки ориентируются на более тщательную идентификацию клиентуры. Банк России дает и прямые указания коммерческим банкам о внимательной работе с проблемными банками. В частности, 26 декабря 2005 Центральным банком было направлено письмо № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций».Вслед за ним всем коммерческим банкам было направлено письмо «О проведении сомнительных операций по корреспондентским счетам ОАО РК «Аманбанк» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек) от 18 мая 2007 г. № 74-Т. В письме обращалось внимание о проведении банком крупных платежей по оплате «серого» импорта и по отмыванию доходов, полученных преступным путем. По корреспондентским счетам российских кредитных организаций, открытым в ОАО РК «Аманбанк», осуществлялись платежи в иностранной валюте юридических лиц-нерезидентов, являющихся их клиентами, зарегистрированными преимущественно на Виргинских островах и в Великобритании и имеющих минимальные размеры уставного капитала — в пользу нерезидентов- клиентов этого банка..С октября 2006 г. по апрель 2007 г. этим банком в пользу клиентов было перечислено около 3,7 млрд. долларов США.

Осенью 2009 г. был приговорен к 7 годам тюремного заключения бывший глава банка «Новая экономическая позиция», незаконно осуществлявшего введение в теневой оборот более 62 млрд руб. чем было » нарушено исключительное право государства на

финансовое регулирование, причинен вред осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля».

Росфинмониторинг решает, по каким операциям банки должны быть поставщиками соответствующей информации. В зарубежных странах банки сами определяют состав таких информационных потоков.

В связи с многоаспектностью проблемы формирования доходов, получаемых преступным путем, существует необходимость взаимодействия Росфинмониторинга с правоохранительными органами. Например, взаимодействие с Федеральной миграционной службой и МВД может быть обусловлено необходимостью контроля использования доходов, получаемых мигрантами. В Россию ежегодно приезжают на работу свыше 20 млн. человек. Суммы денежных переводов грузинских мигрантов достигают 20% ВВП Грузии. В Молдавии подобная величина превышает 20% ВВП. Нелегальные мигранты осуществляют переводы 60-70% заработанных денег – в общей сложности около 20 млрд. долларов. При этом по доходам, получаемым наличными от заказчиков на выполнение работ в России, не оформляемых официально договорами, не платятся налоги, что увеличивает потери бюджетов.

Известны факты, когда Центральный банк Российской Федерации отзывал лицензии коммерческих банков, но другие ведомства констатировали отсутствие для этого оснований. Например, так было с ООО «Фудамент-банк», которым, по данным Центрального банка, проводилось «обналичивание» денег в объеме 10 млн. руб. и у которого была отозвана лицензия на совершение банковских операций. В связи с досрочной уплатой этим банком налогов за весь год ФНС также противодействовала отзыву лицензии, поскольку это предполагало возврат излишне внесенных налогов банку. Противоречия в таких случаях преодолеваются на основе совершенствования законодательства и подзаконных актов, организации взаимодействия соответствующих органов.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

· запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

· несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;

— иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.