Услуга обналичивание денег: схемы обналичивания денежных средств, способы обналичивания рублей со счёта

Услуга обналичивание денег

Понятие «обналичивание» не имеет четкого определения и сложилось в конце 80-х годов прошлого века. Уже в то время в России использовались эти схемы «вывода денег», правда, это было привилегией партийных функционеров, которые после отмены запрета предпринимательской деятельности на базе дворцов детского творчества, центров научно-технического творчества стали создавать хозрасчетные производственные организации. Госбанк СССР перечислял денежные средства на развитие научного творчества, за них отчитывались по документам о якобы проведенных научно-тематических мероприятиях. Фактически же на эти деньги приобретались видеомагнитофоны и организовывались коммерческие просмотры в видеозалах.

В специальной литературе и в обиходе термин «обналичивание» встречается довольно часто. В большинстве случаев он сопутствует характеристике каких-либо незаконных действий участников экономических отношений. Смысл, вкладываемый в него, как правило, сводится к переводу безналичных денежных средств, находящихся на расчетном счете в кредитной организации, в наличные. Иногда это касается операций с ценными бумагами. Термин «обналичивание» используется в том же смысле в подзаконных нормативно-правовых актах и означает действие, не нарушающее законодательство.

Этот раздел нашего сайта посвящен отношениям в различных отраслях права, возникающим при проведении операций, связанных с незаконным обналичиванием денежных средств различными организациями, ответственности за подобные деяния и описанию помощи, которую мы можем оказать при предъявлении к добросовестным компаниям необоснованных обвинений в обналичивании.

Услуги, которые мы оказываем в этой сфере, требуют максимальной отдачи от специалистов Отдела экономической защиты бизнеса и применения их знаний во всех областях права, экономики, делопроизводства и наличия большого практического опыта в вопросах урегулирования вопросов, возникающих при нахождении сведений о недобросовестных поставщиках и покупателях, использующих данные схемы вывода денежных средств.

Для начала немного информации:

В чем же принципиальная разница между правомерным распоряжением денежными средствами, находящимися на расчетном счете путем перевода их в наличную форму, и неправомерным?

Для начала обозначим различия правовой природы расчетов наличными и безналичными деньгами Основная функция и тех и других — служить средством платежа. В то же время законодательство жестко ограничивает обращение наличных денежных средств. Так, в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке не должен превышать 60 тыс. руб. Фактически контролировать их обращение государство пока не правомочно, т.к. наличные деньги не могут быть истребованы от их добросовестного приобретателя (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

Большинство расчетов в имущественном обороте осуществляется в безналичном порядке с использованием денежных средств, числящихся на банковских счетах и во вкладах (депозитах). Однако по своей гражданско-правовой природе безналичные деньги являются не вещами, а правами требования. Законодательство Российской Федерации в ряде случаев ограничивает возможность перевода безналичных денежных средств в наличные.

Жесткая нормативная регламентация операций с безналичными денежными средствами на банковских счетах позволяет эффективно осуществлять текущий и последующий контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны как органов исполнительной власти, так и банковских учреждений.

Таким образом, цена наличных денег оказывается много выше безналичных в первую очередь по причине обременения последних правовым режимом и доступностью всех видов контроля. Хотя следует заметить, что возникает обратная ситуация в случае легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем.

В свою очередь, бесконтрольное распоряжение денежными средствами само по себе может быть целью операций по незаконному обналичиванию.

Примерные причины незаконного обналичивания денег:

1. Конкуренция на рынке труда вынуждает повышать зарплату востребованным специалистам, что приводит к увеличению налоговых платежей с фонда оплаты труда. Как следствие — выплата зарплат в "конвертах", для чего требуются неучтенные наличные деньги

2. Уклонение от уплаты налоговых платежей по результатам финансово-хозяйственной деятельности, используя "обналичивание" посредством: совершения сделок без отражения их в бухгалтерской отчетности и используя при этом наличные деньги, что позволяет избегать текущего и последующего контроля за операциями по счету в банке; неполной уплаты налогов с финансово-хозяйственных операций. Типичный способ уклонения от уплаты НДС в сфере строительства: фирма-подрядчик оформляет договор субподряда на выполнение работ и договор поставки стройматериалов с юридическим лицом, реквизиты которого используются для "обналичивания" денежных средств. На расчетный счет такого юридического лица перечисляются денежные средства, которые затем снимаются по фиктивным документам.

3. Формирование и восполнение суррогатных (нелегальных) условий осуществления предпринимательской деятельности: отчисления коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов, взятки чиновникам, в отдельных случаях взносы в воровской "общак" и т.д.

4. Использование для личного потребления при сокрытии истинных размеров получаемых доходов. Например, с целью уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц.

5. Создание материального фундамента и пополнение оборотных средств "рафинированной" криминальной экономики, включающей перепродажу наркотиков, органов человека для трансплантации, оружия и т.д.

Масштабы рассматриваемого явления в России стали слишком заметными для общества. Сейчас уже можно говорить о незаконном обналичивании денежных средств как об одной из составляющих теневой экономики.

К негативным последствиям незаконного обналичивания как сложившегося социального явления стоит отнести:

• непоступление денежных средств в виде налогов и обязательных отчислений в бюджет РФ и внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования)
• дестабилизацию денежной системы Российской Федерации
• нарушение прав привилегированных кредиторов при недостаточности средств на счете (ст. 855 ГК). К ним относятся лица, социально незащищенные, а также государство, в бюджет которого не поступают соответствующие налоговые отчисления
• формирование теневого (неучтенного) рынка наличных денег, производной которого является противоправная деятельность

Как общественно вредное явление незаконное обналичивание не сложилось бы без системного противоправного участия в нем банковских учреждений через своих представителей. Часть доходов ряда банков, а также их учредителей и руководителей как физических лиц составляют отчисления от подобной деятельности.

Следовательно, сейчас сложились 3 группы субъектов незаконного обналичивания денег:

• лица (заказчики), осуществляющие легальную финансово-хозяйственную деятельность (не только предпринимательскую), достигающие посредством незаконного обналичивания денежных средств целей, противоречащих основам правопорядка
• лица (исполнители), использующие незаконное обналичивание как вид незаконной деятельности с целью извлечения прибыли
• представители банковских учреждений, использующие служебное положение для непосредственного участия или оказания содействия за вознаграждение в деятельности по незаконному обналичиванию денежных средств

Содеянное этими лицами "обналичивание" в какой-то степени соответствует признакам состава преступления, предусмотренного ст. 173 УК РФ "Лжепредпринимательство".

Однако, на практике, такая квалификация незаконного обналичивания денежных средств трудна к инкриминированию. Создание коммерческой организации, как основной элемент конструкции объективной стороны, само по себе не может причинить крупный ущерб, а смысл, вкладываемый законодателем, состоял, вероятнее всего, в осуществлении дееспособности созданного юридического лица для достижения соответствующих целей. В таком случае это законотворческая ошибка.

Работа с нашей организации по столь непростым вопросам обычно строится по следующему алгоритму:

1. Абонентское обслуживание — Клиент всегда имеет возможность позвонить и спросить совета при возникновении любой ситуации, а документы, которые могут вызвать сомнение правоохранительных и иных органов, изначально проверяются специалистом Отдела экономической защиты бизнеса.

2. «Добровольный аудит» документов и ситуации Клиента – комплексное обследование предприятия, отдела или процесса на предмет наличия рисков нашим специалистом (при этом учитывается территориальность проведения той или иной хозяйственной операции), оцениваются последствия, которые могут наступить для Клиента (административная, дисциплинарная и уголовная ответственность) и наконец, представляется алгоритм необходимых действий для профилактики привлечения Клиента к ответственности.

3. Разовые работы по составлению документов, представлению интересов Клиента в тех или иных органах – проводятся после проведения аудита документов для профилактики возникновения спорных вопросов у сотрудников правоохранительных органов при проведении проверки.

4. Мониторинг экономической безопасности Вашего предприятия – комплексное отслеживание процессов в компании или конкретном отделе, при котором Клиент всегда имеет возможность позвонить и спросить совета при возникновении любой ситуации, а документы, которые могут вызвать сомнение правоохранительных и иных органов, изначально проверяются специалистом Отдела экономической защиты бизнеса для обеспечения безопасности. Среди целей мониторинга: оценка состояния и динамики развития производства Вашей фирмы; выявление факторов, мешающих развитию Вашей компании; определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на Ваш потенциал; прогнозирование последствий действия выявленных угроз безопасности; разработка целевых мероприятий по парированию угроз предприятию.

5. Мониторинг благонадежности Ваших бизнес-партнеров – для обеспечения безопасности сделок с ними, проверки платежеспособности и возможности «защиты» от вопросов проверяющих организаций о причинах работы с организациями, вошедшими в список «неблагонадежных». Среди направлений такого мониторинга: идентификация фирмы-партнера и ее учредителей, получение всей необходимой информации и учредительных документов этой организации, данных о наличии имущества и долгов, проведение анализа показателей экономической безопасности, разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности, составление архива документов по партнеру для конструктивного общения с проверяющими организациями.

6. Документальное обеспечение человеческой безопасности предприятий – специалист по кадровому делопроизводству совместно с сотрудником Отдела экономической защиты бизнеса формирует перечни сотрудников Вашей компании и их компетенций в части доступа к информации для обеспечения защиты информации от действий «инсайдеров» и разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. После этого прописываются правила доступа к той или иной группе информационных данных.

7. Срочное решение вопросов Клиента при проведении проверки – полная поддержка Клиента, консультирование, присутствие при следственных и иных действиях (допросе, изъятии документов и т.п.). При проверке на место выезжает руководитель Отдела экономической защиты бизнеса и адвокат), фиксирование неправомерных действий сотрудников тех или иных органов.

8. Представление интересов Клиента в проверяющих органах — урегулирование возникающих при проверке вопросов, приведение документов в надлежащий порядок и последующая работа с должностными лицами вплоть до выполнения работы, порученной Клиентом.

Все эти вопросы желательно решать комплексно, неукоснительно выполняя советы наших специалистов, начиная от правильного составления документов по проводимым сделкам и заканчивая таким «крутыми» мерами, как смена адреса постоянного местонахождения (по территории г. Москвы и районов Московской области), внесения изменений в учредительные документы организации, увольнения сотрудников, которые могут разгласить скрываемые сведения об организации и действиях руководителей.

Более подробную информацию об услугах можно узнать, нажав на соответствующую ссылку.

Общая стоимость услуг определяется в каждой конкретной ситуации, напрямую зависит от объема и характера необходимых действий, необходимых для помощи Клиенту, однако, установлены цены на типовые услуги (см.Прайс-лист). Так, средняя цена консультации юриста в офисе по вопросам, связанным с проверками – 2 000 руб. в час, услуг по выезду адвоката на место проведения проверки — 3000 руб. в час, представления удаленного офиса для проведения переговоров с сотрудниками проверяющих организаций — 4000 руб. в час, составление жалобы на неправомерные действия проверяющих лиц – от 5000 руб.

Основаниями появления в офисе организации представителей органов внутренних дел могут быть:
• проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного расследования в рамках уголовного дела;
• исполнение контрольных функций, предусмотренных ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции".

Для реализации возложенных на милицию функций сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право проводить проверочные закупки, исследовать предметы и документы, в том числе отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, обследовать (осматривать) складские, торговые и иные служебные помещения и другие места хранения и использования имущества, здания, сооружения, участки местности, проводить следственные действия (обыск, выемку).

Процедурные вопросы проведения контрольных мероприятий регламентируются инструкциями, утверждаемыми МВД России. Например, проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности ведутся в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636, а проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, — с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177.

Появление сотрудников внутренних дел (в том числе и ОБЭП) в офисе организации сложно предугадать. Следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия не относятся к контрольным мероприятиям "в чистом виде". Они проходят в рамках предварительного расследования возбужденного уголовного дела или при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния (ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Необходимость в проверках и ревизиях финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности возникает при наличии достаточных данных, которые указывают на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего данные сферы деятельности и налогообложение.

Таким образом, периодичность указанных действий напрямую зависит от наличия у правоохранительных органов определенных сведений, а периодичность проведения других контрольных мероприятий определяется специальными нормами (например, при проведении контроля за оборотом оружия).

Совершено ясно, что в качестве «определенных сведений» могут выступать сведения от любых лиц, начиная от конкурентов, «грамотных» граждан, других органов и заканчивая полным отсутствием информатора. Проверить законность оснований для проведения проверки (особенно в ситуации, когда практически в каждой организации есть нарушения), на деле очень сложно.

По результатам проверки, ревизии может быть принято решение о возбуждении уголовного дела, дел (передаче материалов по подведомственности для возбуждения дела) об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по таким делам. Перечень административных правонарушений, которые выявляются и рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел самостоятельно или передаются на рассмотрение по подведомственности, очень широк (см. ст. 23.3, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Он включает в себя нарушения, в частности: трудового и миграционного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований; законодательства о недрах, лесного и земельного законодательства; порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; требований законодательства о рынке ценных бумаг, об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих; законодательства об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Особое значение для предпринимателей имеют визиты сотрудников ОБЭП. Причиной является как возможность проведения проверки сотрудниками любых хозяйственных операций компании, так и чисто психологическая реакция на зачастую хамское поведение оперуполномоченных.

Формально у милиционеров могут отсутствовать претензии по отношению к предприятию. Но нередки случаи, когда фирму проверяют лишь потому, что в прошлом она сотрудничала с неблагонадежными контрагентами, проверить которых у фирмы просто нет возможности. Предупредить проверку, отсеяв из списка поставщиков или клиентов такие организации, — весьма сомнительная возможность. Вот и приходится фирмам отвечать за чужие ошибки.

За что фирма может попасть в поле зрения сотрудников ОБЭП

• За нахождение фирмы в районе, где сложилась криминогенная ситуация: теракты, обострение бандитизма;
• За жалобу от покупателя, которому был продан некачественный продукт;
• За деятельность в сферах, в которых наиболее распространены экономические преступления (строительство, общественное питание, салоны сотовой связи и продуктовые магазины);
• Из-за анонимного телефонного звонка;
• За контакты с недобросовестными контрагентами.

Однако часто причиной проверки является телефонный звонок недобросовестного конкурента фирмы. В таких случаях нередки всевозможные уловки: от анонимного сообщения до утверждения, что звонит ранее работавший в компании сотрудник. Часто возникают ситуации, когда компании используют «натравливание» различных органов власти, чтобы убрать более успешного конкурента, либо что сейчас все чаще встречается – когда крупные компании таким образом устраняют более мелких конкурентов, монополизируя рынок.

Даже благополучной организации достаточно тяжело удержаться на плаву, если ее постоянно проверяют. Ревизии же отнимают огромное количество времени, си сотрудников и подрывают авторитет компании в глазах других фирм, становясь «неблагонадежным партнером».

При визите в офис компании не стоит оказывать им противодействие, т.к. полномочия сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями практически не ограничены. Оперативники имеют полное право обследовать офис, производить осмотр всех принадлежащих проверяемой организации помещений, а также изымать любую найденную документацию и образцы продукции для проведения исследований и экспертиз (п. 25 ст. 11 закона № 1026-1). Также милиционеры могут конфисковать любые носители информации, например компьютеры, а также диски и дискеты. Точный перечень полномочий сотрудников ОБЭП установлен Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».

Сотрудники милиции не вправе требовать предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. К ним, в частности, относится внутренняя бухгалтерская отчетность, а также содержание регистров бухучета (п. 4 ст. 10 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Изъятие таких документов возможно только с санкции прокурора. Стоит отметить, что на время проверки оперативники вправе приостановить деятельность компании.

По завершении ревизии контролеры составляют акт проверки. Представителю организации перед подписанием документа стоит тщательно его изучить во избежание дальнейших проблем.

Возможные последствия
Если по итогам проведенного мероприятия обнаружились хотя бы малейшие нарушения в хозяйственной деятельности фирмы, организация понесет ответственность.

Сотрудники ОБЭП вправе возбудить уголовное дело в отношении представителя проверенной организации (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), даже при получении анонимного сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и шансов на отказ в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия самого преступления (ст. 24 УПК) бывают крайне редки, особенно, если фирму не обслуживает соответствующий специалист.

Рекомендации о том, как себя вести, если проверяющие уже пришли:

• Во-первых, не забывайте, что воспрепятствование исполнению должностным лицом органа, проводящего государственный надзор (контроль), его служебных обязанностей — административное правонарушение (ст. 19.4 КоАП РФ). Ведите себя крайне спокойно и корректно.
• Во-вторых, запустив сотрудников тех или иных органов, срочно свяжитесь с юристом для вызова его на место проведения проверки. Если такого специалиста у Вас нет, звоните нам — в такой ситуации мы всегда направим к Вам специалиста на объект для своевременной защиты Ваших прав и интересов.
Телефоны для связи: 8 (495) 656-0490, 8 (906) 031-3414 (Гусова Тамара Вячеславовна — руководитель, который срочно передаст Ваш вопрос конкретному специалисту). Иные контакты: ICQ 249844998, общекорпоративные e-mail: [email protected], [email protected]
• В-третьих, внимательно отслеживайте соблюдение проверяющими процедуры и объема проверки, порядка оформления ее результатов. Здесь действует общий принцип: доказательства, полученные с нарушением закона, недопустимы и не принимаются при рассмотрении вопроса о наличии факта нарушения, а значит, и применении санкций.
• В-четвертых, не бойтесь активно возражать в случае нарушения порядка проведения контрольных мероприятий (например, при подписании акта проверки лучше сразу указать на имеющиеся возражения по ее результатам). Незаконные действия (бездействие) должностных лиц следует незамедлительно обжаловать в административном или судебном порядке.
• В-пятых, сегодня решение вопросов, возникающих при проверках тех или иных органов, возможно только в тесном контакте с юристами, обладающими большим практическим опытом или бывших сотрудников соответствующих структур, выступающих уже в качестве защитников Вашего бизнеса и интересов.

При возникновении вопросов, комментариев и реальной ситуации обращайтесь с вопросами в Отдел экономической защиты бизнеса Правовой компании «Райдо».

Среди нормативно — правовых актов, регулирующих вопросы обналичивания денежных средств, выделяют:
Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями и дополнениями), Письмо ФНС от 28 июля 1997 г. N АП-6-16/547, Письмо ФНС от 27 сентября 1996 г. N ПВ-6-16/675 «О результатах проверки коммерческих структур, занимающихся обналичиванием денежных средств, и их клиентов по вопросам соблюдения налогового и иного законодательства» и другие.

Для заключения договора на оказание услуг, связанных с консультированием по ответственности за обналичивание необходимо заполнить анкету и отправить ее в электронном виде на ящик [email protected] или [email protected], указав свою контактную информацию через специальную форму заказа.

По всем вопросам, связанным с порядком ликвидации фирмы, стоимостью услуг и другими обращайтесь по телефону (495) 656-02-98, 656-04-90 или по электронной почте [email protected], [email protected], [email protected]
Консультация специалиста по телефону предоставляется бесплатно.

При написании данного материала была использована работа к.ю.н. Мамаева М. «Обналичивание денежных средств: уголовно-правовая оценка» и проанализированы соответствующие нормативные акты.